Когда стандартные методы в работе с должниками не действуют, исполнитель вправе полностью или частично ограничить предоставление коммунальной услуги в помещении собственника, в том числе по водоотведению. Узнайте, как правильно это сделать, чтобы суд не признал действия УО незаконными.

Проверить соблюдение норм по введению ограничения коммунальных услуг, прописанных в Правилах № 354

Одним из способов воздействия исполнителей ЖКУ на неплательщиков является полное или частичное ограничение коммунальных услуг (п. 8, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ). Сделать это можно, если:

  1. Исполнитель уведомил должника за 30 дней до принятия таких мер – лично, по телефону, заказным письмом или по интернету. Также необходимо за сутки до отключения сообщить о ситуации в муниципалитет и в орган санэпиднадзора (п. п. 117, 119 Правил № 354).
  2. Ограничение или остановка КУ не ухудшит условия жизни других собственников, а помещение останется пригодным для постоянного проживания (п. 122 Правил № 354).

Ограничить можно, в том числе и водоотведение – установив заглушку. При этом, как указал Верховный суд РФ в постановлении от 05.03.2019 № 47-АД19-2, сделать это можно только при соблюдении двух условий: долг накопился именно за эту коммунальную услугу и технически невозможно сначала её ограничить.

Направить должнику и в орган местного самоуправления уведомления о предстоящем ограничении услуг

Выводы ВС РФ подтверждает и судебная практика. Так, в одном из домов Москвы УО дважды устанавливала заглушку на канализационную трубу в квартире неплательщика. В первый раз он вызвал сантехника, чтобы её удалить, во второй – обратился с иском в суд к управляющей организации, требуя возместить ему моральный вред и расходы на устранение заглушки.

Собственник настаивал, что компания действовала незаконно, поскольку не предупредила его лично о планируемых мероприятиях, а также ранее списала с него задолженность за ЖКУ в связи с банкротством.

Суд первой инстанции, разрешая спор, отметил:

  • Исполнитель вправе приостановить подачу коммунального ресурса в квартире неплательщика только после надлежащего уведомления (п. 119 Правил № 354).
  • Остановка в предоставлении КУ не должна сделать квартиру непригодной для проживания (постановление ВС РФ от 05.03.2019 № 47-АД19-2, пп. «в» п. 122 Правил № 354).
  • Наличие задолженности за КУ не может служить безусловным основанием для прекращения предоставления коммунальной услуги. Действия УО должны быть соразмерны допущенному нанимателем нарушению и не угрожать жизни и здоровью других лиц (п. 40 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).

Управляющая организация в суде подтвердила, что истец был признан банкротом и долг за ЖКУ с него списан. Однако и после этого собственник платил нерегулярно, из-за чего образовалась новая задолженность. Компания неоднократно предупреждала его о последствиях неплатежей:

  • вывесила список неплательщиков в подъезде,
  • опустила предупреждение в почтовый ящик,
  • отправила заказное письмо с уведомлением о вручении.

Суд не нашёл нарушений в действиях УО и отказал собственнику в удовлетворении требований (решение Тимирязевского районного суда от 26.06.2023 по делу № 2-3077/2023).

Доказать, что должник намеренно не получил направленное ему уведомление, злоупотребив правом

Собственник обратился в апелляционный суд, настаивая, что не знал о запланированном ограничении водоотведения. Но инстанция указала, что он не мог не знать об этом, поскольку дважды удалял заглушку. Требование истца уведомить его лично – это злоупотребление правом. Фактически он уклонялся от оплаты ЖКУ и от получения уведомления (ст. 10 ГК РФ).

Решение первой инстанции осталось без изменений (апелляционное определение Тимирязевского районного суда от 26.10.2023 по делу № 02-3077/2023). Тогда владелец квартиры обратился с жалобой в кассационный суд, настаивая, что не получал оповещения. УО была обязана лично предупредить его о планируемом ограничении КУ.

Но и тут инстанция отметила, что юридически значимое сообщение считается доставленным, если адресат намеренно уклонился от его получения (ст. 165.1 ГК РФ, п. 63 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).

УО подтвердила факт отправки сообщения, но собственник не явился в почтовое отделение (п. 67 постановления № 25). Поэтому кассация согласилась с решением коллег (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2024 по делу № 88-3683/2024).

Убедиться, что установка заглушки не привела к повреждению имущества или нарушению прав других лиц

Выбирая способ борьбы с неплательщиком, УО необходимо учесть, что в квартирах нельзя отключить отопление и холодную воду. При введении ограничения по другим коммунальным услугам нужно помнить, что эти действия не должны:

  • повреждать общее имущество МКД;
  • затрагивать права и интересы других собственников или угрожать их жизни и здоровью;
  • делать квартиру непригодной для проживания.

Перед тем как вводить ограничительные меры в помещении, должника необходимо уведомить за 30 дней до проведения работ. При этом в Правилах № 354 указано, что доставить сообщение можно лично или заказным письмом, а также:

  • включив текст предупреждения в квитанцию потребителя,
  • позвонив по телефону и записав разговор,
  • отправив сообщение на электронную почту,
  • разместив информацию в личном кабинете ГИС ЖКХ.

Любой из этих способов должен подтверждать факт и дату получения адресатом сообщения об ограничении или остановке предоставления коммунальных услуг. Иначе неплательщик вправе оспорить действия УО в суде, и тот взыщет с компании моральный вред. Такое решение, например, принял Московский городской суд в апелляционном определении от 08.02.2021 по делу № 33-5789/2021.